ПОЛЮБИТЬ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ — МОЖНО | Красота и здоровье

ПОЛЮБИТЬ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ — МОЖНО

Арт-проект «Городская сауна» на «Винзаводе» предлагает принять загрязнённый город таким, какой он есть.

Что приходит в голову, когда мы слышим выражение «экологические проблемы города»? Горы гниющего мусора. Заводские трубы, выбрасывающие вредные химические соединения. Автомобили, стоящие в пробках и ещё сильнее загрязняющие воздух. Вырубка деревьев ради нового строительства. Штормы, ураганы, наводнения, волны жары и холода (как последствия глобального изменения климата), буквально выталкивающие жителей из урбанизированных пространств. Арт-проект объединения Urban Fauna Lab «Городская сауна: Как я научился не беспокоиться и полюбил загрязнение окружающей среды», который проходит в рамках юбилейного цикла ЦСИ «Винзавод»«Прощание с вечной молодостью», предлагает новый подход: превратить проблемы в блага. Например, произвести новую плодородную почву из отходов, построить новые дома из сорняков, направить избыточное тепло компьютерных серверов на создание новых экосистем и благоприятных условий для возникновения и развития новых форм жизни.

«В антропогенном ландшафте жизнь самозарождается из грязи, из отходов человеческого быта и технологий. Горфауна неотличима от мусора, она сама представляет собой нежелательный биологический избыток, никем не учтённую биомассу, вытесненную из поля зрения человека в канализацию, в подвал, на чердак, на свалку. В ходе адаптации к неблагоприятным условиям животные, растения, насекомые и микроорганизмы приобретают новые свойства, видоизменяются и безвозвратно теряют связь с дикой, естественной средой. Город как неестественное нагромождение экологических ниш формирует уникальное пространство коэволюции и видообразования», — говорят художники Анастасия Потёмкина и Алексей Булдаков в своём манифесте.

В частности, проблему отходов авторы арт-проекта предлагают решать через их переработку. В центре выставочного зала — гигантская ладья, заполненная почвой, в которой черви-старатели перерабатывают пищевые отходы. Посетители могут сами принести кожуру банана и протестировать установку. Вдоль стен — устойчивые строительные конструкции из высушенного борщевика — злостного инвазивного вида, врага садоводов и фермеров Подмосковья. Художники предлагают использовать крайне устойчивый сорняк в архитектурных целях, в том числе добавлять его в измельчённом виде в строительную плитку или производить на его основе щепобетон. Ещё один объект — теплица, обогреваемая за счёт охлаждения работающего сервера станции майнинга криптовалюты. Эту энергию можно было бы направить на обогрев не только теплиц, но и квартир и офисов, как предполагают авторы.

Впрочем, концепция выставки на «Винзаводе» выходит за пределы поиска исключительно утилитарной пользы. Так, один из объектов — стены из полых бетонных параллелепипедов. «Почти такие же на станции метро „Октябрьская“ — в них обычно сидят голуби», — рассказывает Анастасия Потёмкина. Чуть дальше — шёлковые принты, повторяющие узоры, выгрызаемые мухой-минёром — ещё одним крайне нелюбимым городским насекомым. На стене — две сияющие формулы: кошачьей мочи и кумарина — сока всё того же борщевика, используемого в парфюмерии.

Арт-проект предлагает не только переосмыслить видимые и невидимые экологические проблемы, но и посмотреть по-новому на пространство города в целом: как разрушаются привычные экосистемы и возникают новые, как растения и животные адаптируются к новой городской жизни — кто из них выживает, а кто нет и почему. Наконец, как грязные, шумные, вторгающиеся, тревожащие нас «другие» обживают город, меняют его под себя, пытаются сожительствовать с нами.

Анастасия Потёмкина: «Человек очень боится катастроф, тотальной смены власти и миропорядка. Но сейчас перспективы любых непредсказуемых изменений лежат скорее не в политическом поле, а в поле экологии. Радикальная смена жизнеустройства возможна скорее из-за глобальной экологической катастрофы. С одной стороны, мы знаем, что в мире происходит что-то не то, мы знаем всё об экологических проблемах, мы регулярно читаем, видим, слышим об этом. С другой стороны, мы выходим на улицу — светит солнце, поют птички, и мы не верим этим данным. Может быть, пора задуматься серьёзно и отбросить это лицемерие?»

Сейчас ключевым понятием в новой городской экологии становится resilience — жизнеустойчивость к рискам, гибкость к новым изменениям. Это касается всех: и деревьев, и животных, и насекомых, и инфраструктуры — социальной и городской. Кто-то может адаптироваться к негативным изменениям, кто-то нет. В этом смысле основной задачей любых городских природоохранных мер как раз становится укрепление этих защитных сил экосистем.

Выставка предлагает посмотреть на город глазами бездомных животных, прячущихся в подвалах, насекомых, поедающих свежую листву, червяков, перерабатывающих землю на газоне, куда кто-то только что выбросил недоеденное яблоко. Зачастую условная «природа» в мегаполисе — это новое «исключённое», включать которое общество готово только в приглядно-приглаженном виде, огороженном и подстриженном. Всё, что вне этого образа, всё, что дико, выглядит не слишком пушисто, странно пахнет, в лучшем случае отторгается, а в худшем — уничтожается. «Не должно быть угодных и неугодных видов», — говорит Потёмкина. Один из посылов выставки — как раз расширение нашего восприятия: как понятия «природы», так и экологических проблем. На протяжении веков человечество боролось с любыми проявлениями природного, завоёвывало природу, эксплуатировало ресурсы, выбрасывая ненужное — туда, где не будет видно условному «мне». Так дальше нельзя, говорят нам экологи. Мы видим, что их слова подтверждаются качеством той городской среды, в которой мы оказались. Выход — в разумном сожитии, в понимании и принятии законов природы, в коэволюции.

«Человечество может одной только кнопкой уничтожить планету, так что, по сути, нет никакой природы, с которой мы боремся. Если говорить про влажные тропические леса, то скорее они находятся в резервации, чем мы окружены природой. Хоть мы и признаём антропоцен, но делаем это как-то неумело, стыдливо. Мне кажется важным поменять угол зрения, так как мир вокруг нас уже изменился, система иерархий, установленная белым мужчиной, устарела», — считает Анастасия Потёмкина.

Выставка Urban Fauna Lab «Городская сауна» проходит в рамках юбилейного цикла ЦСИ «Винзавод» «Прощание с вечной молодостью» в Цехе Красного до 25 июня.