На цифровизацию автоперевозок претендуют Сбербанк, «Яндекс» и «Мегафон» | Красота и здоровье

На цифровизацию автоперевозок претендуют Сбербанк, «Яндекс» и «Мегафон»

На цифровизацию автоперевозок претендуют Сбербанк, «Яндекс» и «Мегафон»

Из машин выгружают бумагу

Минтранс планирует привлечь частных инвесторов к развитию федеральной цифровой платформы для грузовых и пассажирских автомобильных перевозок «Суперсервис 22». На статус оператора проекта претендуют Сбербанк, «Мегафон» и «Яндекс», а эксперты оценивают его в 13 млрд руб. Однако ряд участников рынка и экспертов опасаются злоупотреблений в рамках разработки и функционирования новой системы.

Минтранс планирует реализовать проект «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов», он же «Суперсервис 22», за счет инвесторов с использованием механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП), следует из повестки совещания по развитию этого сервиса, которое состоялось 13 августа в Минкомсвязи (копия есть у “Ъ”). Среди потенциальных партнеров рассматриваются Сбербанк, «Мегафон» и «Яндекс», говорит источник, знакомый с ходом разработки. По его словам, обсуждаются два варианта реализации проекта: госфинансирование с привлечением частных инвестиций, при котором управление системой полностью в руках госорганов, либо передача разработки сервиса частной компании, которая инвестирует в это собственные средства и будет возвращать их через плату за его использование.

«Суперсервис 22» — проект цифровизации сферы автомобильных перевозок, отвечает за него Минтранс. Результатом должна стать электронная госуслуга цифрового оформления перевозок на принципах единого окна.

Сейчас большая часть документов для автоперевозок грузов оформляется на бумаге, поясняет гендиректор «Совтрансавто. Москва» Сергей Бураго. По его словам, с контрагентами компания может обмениваться электронными документами, но таможенная и налоговая службы и ГИБДД по нормативам требуют бумажные варианты, на их оформление уходит 1,5–2% всех затрат на перевозку.

В повестке совещания обозначено шесть приоритетных сервисов для поэтапного запуска проекта: личный кабинет перевозчика, электронная транспортная накладная, безбумажное оформление путевых листов и разрешений для перевозки крупногабаритных грузов, спецразрешений для транспорта с опасным грузом и электронное резервирование времени пересечения границы РФ.

Пилотирование системы планируется до 2021 года, до конца 2024-го — внедрение по всей стране.

Транспортные компании также смогут взаимодействовать в электронном виде с Минтрансом, ГИБДД, ФНС, ФТС и другими, поясняет источник “Ъ” в одной из близких к проекту госструктур. У других операторов, добавляет он, будет возможность организовать взаимодействие между собой и с государственной информационной системой.

В «Яндексе» отказались от комментариев, в Сбербанке подтвердили, что обсуждаются различные формы реализации проекта, включая ГЧП. В Минкомсвязи и «МегаФоне» не ответили “Ъ”. В Минтрансе на вопрос о стоимости и сроках подготовки ГЧП сказали лишь, что итоговых решений пока не принято.

Как власти усиливают контроль за перевозками с помощью цифровых сервисов

Разработка суперсервиса может обойтись в 7–13 млрд руб., так как потребуется масштабная система для приема и хранения огромного массива данных, которые требуют немедленной обработки при высокой суточной нагрузке, предполагает партнер компании «Интеллектуальный резерв» Павел Мясоедов.

Информационные системы, созданные для контрольно-надзорных и фискальных функций государства, не могут быть объектом ГЧП, поскольку на частные компании влияют внешние рыночные факторы и геополитическая нестабильность, убежден директор транспортной компании ПЭК Вадим Филатов: «А если предоставление данных в систему или разрешение концессионеру предоставления коммерческих сервисов для транспортных компаний станет платным, то это поставит участников рынка и логистические платформы в невыгодные условия по сравнению с концессионером, ведь они уже такие сервисы осуществляют».

Есть риск, что оператор может использовать информацию о грузоперевозках в своих целях или перепродавать, соглашается гендиректор НП «Интеллектуальные транспортные системы России» Владимир Крючков.

Однако руководитель Союза экспертов в сфере транспорта и логистики Владимир Тян не разделяет эти опасения. По его мнению, для участников рынка «важнее всего, чтобы это решение было реализовано профессионально».

Никита Королев

Источник