Формирование личности ребенка | Красота и здоровье

Формирование личности ребенка

Уверена, что ничуть не преувеличу, если скажу, что любой родитель хотел бы в будущем видеть своего ребенка здоровым и физически, и психически, чтобы он был личностью, а главное, чтобы был счастлив. Но как говорится, все мы родом из детства. И то, насколько человек здоров, комфортно чувствует себя в любом обществе, счастлив, что он вообще за человек — все это зависит от того, в каких условиях он рос, каким было его детство, как его воспитывали.

Сегодня в психологии уже не оспаривается тот факт, что развитие человека — не гладкий последовательный процесс, напоминающий движение по лестнице вверх. На самом деле — это и подъемы, и спады, и резкие рывки вперед, и длительное топтание на месте. Периоды эволюционного развития сменяются революционными кризисами.

Американский психолог Эрик Эриксон выделяет восемь стадий развития человека. . Причем Эриксон считает, что в каждом возрастном периоде формируется одно, но очень важное качество будущей личности, а при неправильном поведении взрослого — его противоположность. И если это качество не сформировалось, то человек на всю оставшуюся жизнь будет его лишен. Первые три стадии охватывают период раннего детства — от рождения до школы. О них мы и поговорим.

Первая стадия развития заканчивается  в первый год жизни. Условно назовем ее «Доверие или недоверие».

От того, как проведет малыш свой первый год, часто зависит счастье и благополучие всей его жизни. Почему это происходит? В первые 12 месяцев у ребенка формируется «базовое доверие» или «базовое недоверие». Будет ли человек открытым, смелым, будет ли доверять самому себе, людям и миру в целом, или наоборот, вырастет недоверчивым, боязливым, подозрительным и настороженным? Все это определяет самый первый год его жизни.

Что делать родителям? Все очень просто — любите его, удовлетворяйте все желания маленького человечка, баюкайте, ласкайте, разговаривайте с ним, играйте, вовремя кормите и держите в тепле. Воспитывать его вы будете потом. В этом возрасте главное дать ребенку возможность научиться доверять миру, показать ему, что мир хороший, добрый. Огромное значение имеет телесный контакт и эмоциональное общение с матерью. По степени значимости такой контакт для грудничка является второй потребностью после потребности в пище. Если ребенок в период младенчества не получает должного ухода и любовной заботы, то на всю жизнь в нем вырабатывается недоверие, боязливость, подозрительность и настороженность. Недолюбленные и недоласканные малыши превращаются в недоверчивых взрослых. О каком счастье и психологическом комфорте тогда можно говорить?

Читать  Хрен для печениУсловное название второго периода — от года до трех лет — «Самостоятельность или нерешительность».

В этом возрасте ребенок учится ходить, лазить, открывать, закрывать, толкать, бросать. Он уже самостоятельно исследует жизнь, открывает собственный мир. Любые ограничения: «Не лезь. Не трогай. Не порть. Плохо и медленно делаешь. Дай, мама это сама быстренько сделает». Допустим малыш хочет помочь маме помыть посуду или заправить постель (кстати, можно приобрести замечательного качества ивановское постельное белье в Москве), а маме хочется все сделать поскорее, ведь малыш будет долго возиться. Ребенок обижается, замыкается. А он так хотел помочь, быть полезным. И вот уже во взрослую жизнь выйдет нерешительный, несамостоятельный, чрезмерно застенчивый человек. Проблемы из-за этого начнутся уже в подростковом возрасте, а потом лишь усугубятся. А когда жизненная ситуация потребует от человека настойчивости и решительности, в наличии у него окажется только нерешительность и стыдливость. И наоборот. Если родители не будут ограничивать эти стремления сделать все самому, то у человека на всю жизнь сформируется самостоятельность — как черта личности.

Следующий, третий период начинается в 3 года и завершается в 6 лет. Называют его «Предприимчивость или чувство вины».

В этом возрасте малыш уже не копирует взрослых, подражая им во всем. Он самостоятельно придумывает себе занятия, фантазирует, изобретает новые слова и игры. Одним словом, ищет свой путь. И этот период является важным и болезненным и для взрослых, и для детей. Почему? Потому, что в этом возрасте ребенок впервые начинает отделяться от взрослых. До этого он был чрезвычайно зависим от родителей, но после трех лет ребенок делает открытие: оказывается, существует два мира — мир взрослых и мир детей. До трех лет у ребенка было понятие «Мы с мамой» после трех лет происходит отделение от мамы — «Я сам». Этот болезненный процесс отделения от родителей и выделение понятия «Я» сопровождается яркими реакциями негативизма, упрямством, стремлением ориентироваться на собственные решения. Для этого возрастного кризиса характерно обесценивание родителей — дети могут своих любимых пап и мам называть ругательными словами, проявлять агрессию.  Ребенок стремится быть самостоятельным везде — «Я САМ», даже там, где ему никак не обойтись без помощи взрослых.

Но это имеет и положительные стороны. Возникновение собственных желаний и упрямое их отстаивание является предпосылкой формирования воли.  Маленький человек учится сам ставить цель, принимать решения и управлять собой без помощи взрослого. Самостоятельность поступков обогащает личный опыт, формирует предприимчивость.

У родителей есть два варианта поведения. Конечно, послушный и тихий ребенок — залог спокойствия взрослых. Запретите ему играть в подвижные игры, заставьте тихо сидеть, желательно рядом с вами, обязательно сообщите ему, что игры его бестолковы, вопросы глупы и вообще мешают отдыхать, ведь день был такой трудный, и тяжелый. Не забудьте скептически произнести: «Ну что ты там еще нафантазировал!» И готово! Во взрослую жизнь он понесет чувство вины.

Читать  Купание малыша с травамиВторой вариант поведения — поддержите все его начинания, пусть бегает, исследует, фантазирует, затевает всевозможные игры, Пофантазируйте вместе, поиграйте в предложенную им игру. Возможно, после работы это не так уж и легко, зато предприимчивый, инициативный молодой человек через несколько лет вам гарантирован. А уж что вам больше по душе: всю жизнь водить его за ручку, решать все его проблемы или иметь надежную опору в старости — выбирать вам!

Но в этом случае чувство меры просто необходимо! В данном возрасте начинает формироваться понятия о нравственности, социальных нормах. Поэтому в случае агрессии со стороны ребенка нужно не ругать и наказывать его, а проявить терпение. Попытаться поговорить, выяснить, почему он себя так ведет, постараться понять, какие причины лежат в основе его агрессивности. Объяснить ему, как можно по-другому выразить негативные чувства. Важно при порицаниях и наказаниях делать различие между, проступком и личностью. «Ты хороший и я тебя люблю, но сейчас ты поступил плохо, некрасиво, но это не ты плохой, а твой поступок».

И очень важно для родителей знать и помнить, что смена одного периода другим непременно сопровождается кризисом. Это нормально и закономерно. Кризис развития порожден противоречиями между новыми возможностями детей и старыми взаимоотношениями их со взрослили, инертностью нашего восприятия и мышления, неистребимой верой родителей в то, что они всегда останутся нужными своим детям. А детский протест против навязываемой опеки вызывает у них чувство обиды и непонимания. Но именно во время кризиса формируется личность вашего малыша. Кризис показывает, в каком направлении развивается ребенок, какая личность растет. Нет кризиса, или он вялый, невыразительный, значит, пора бить тревогу, потому что воля ребенка подавлена. А личность без воли — это уже не личность.

Читать  Купена лекарственная

All necessary information is visit service needed.