Данные 600 тыс. пользователей Avito и «Юлы» оказались в сети | Красота и здоровье

Данные 600 тыс. пользователей Avito и «Юлы» оказались в сети

Данные 600 тыс. пользователей Avito и «Юлы» оказались в сети

Хакеры вчитались в бесплатные объявления

В свободном доступе в сети появились базы с личными данными около 600 тыс. пользователей сайтов объявлений Avito и «Юла», в которых содержатся в числе прочего адреса и номера телефонов. Эксперты считают, что злоумышленники могут воспользоваться ими для рассылки спама или выманивания данных платежных карт пользователей. В Avito не видят проблемы в случившемся и подчеркивают, что речь идет не об утечке, а о сборе открытых данных с сайта.

На одном из хакерских форумов “Ъ” обнаружил появление баз данных клиентов сервисов Avito и «Юла». Базы размещены в свободном доступе, их может скачать любой пользователь. Каталог представляет собой шесть файлов формата .csv (три из них — базы Avito, три — «Юлы»). Первый архив был залит на форум 26 июня, последний — утром 22 июля. Файлы не защищены и открываются любым приложением для просмотра таблиц.

В каждом из них содержится около 100 тыс. строк с регионом, номером телефона пользователя, адресом, категорией товаров, которые он выставил на продажу, и часовым поясом.

Судя по всему, базы актуальны: корреспондент “Ъ” позвонил по пяти номерам, владельцы которых подтвердили размещение объявлений о продаже товара на сервисах.

В Avito не видят проблемы в случившемся. «Мы проверили все три части базы, в каждой из них содержится по 100 тыс. уникальных записей. Ни паролей или их хэшей (значений в закодированном виде.— “Ъ”), ни e-mail, ни какой-либо другой закрытой информации мы не обнаружили. Таким образом, база полностью состоит из публичной информации, которая доступна у нас на сайте и может быть собрана парсингом (автоматический сбор информации с помощью специальных программ.— “Ъ”). Ни о какой утечке данных речи не идет»,— заявили “Ъ” в пресс-службе компании. В пресс-службе «Юлы» на запрос не ответили.

Опрошенные “Ъ” эксперты согласны, что данные, скорее всего, были получены с помощью парсера — сервиса или скрипта, собирающего данные с веб-ресурсов. При утечке данных из самого сервиса набор был бы более полным.

Возможно, даже имел место ручной сбор данных, так как в базе есть телефоны, а на Avito телефонные номера закрыты звездочками, рассуждает руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов. По его словам, как правило, подобные базы данных применяют группировки мошенников, где есть разделение труда: один собирает данные с сайта, другие проводят обзвон с использованием методов социальной инженерии, третьи — выводят деньги. Прибыль, полученная такой группировкой, во много раз превышает затраты на работу ее участников, расценки на которую начинаются всего от 100 руб. в час, отмечает эксперт.

Эксперты обнаружили рост киберпреступности

Большой коммерческой ценности, как и опасности, подобная база не представляет, уверен начальник отдела информационной безопасности «СёрчИнформ» Алексей Дрозд. «Для самого опасного сценария использования подобных данных — социальной инженерии — в этой базе слишком мало информации о пользователе. Самое полезное — номера телефонов, которые можно использовать для телефонного спама или дополнения других баз данных»,— поясняет он.

С ним не соглашается руководитель отдела аналитики информационной безопасности Positive Technologies Евгений Гнедин, отмечая, что за утечкой могут последовать целенаправленный фишинг и спам-рассылки.

«Успешность таких атак повышается за счет того, что у преступников появляется дополнительная информация о владельцах аккаунтов, а значит, пользователь с большей вероятностью поверит атакующему. Злоумышленник может, к примеру, представиться сотрудником техподдержки компании и попросить у пользователя предоставить какие-то дополнительные сведения о себе или об используемых платежных картах»,— говорит господин Гнедин.

Данные могут использоваться и для фокусных фишинговых рассылок, добавляет директор центра мониторинга и реагирования на киберугрозы Solar JSOC Владимир Дрюков, при этом ссылка на предыдущую историю заказов пользователя повысит вероятность успешного открытия письма.

Никита Королев, Юлия Степанова

Источник