ФАС предлагает поставить железнодорожные скидки в зависимость от экологии
Уголь повезут только в чистые порты
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила лишать скидок на железнодорожную транспортировку угля компании, поставляющие его на неэкологичные терминалы. На рынке говорят, что ввести такую меру без ущерба для конкуренции невозможно, поскольку не все угольщики обладают собственными терминалами, и ведомство не добьется притока грузов на более экологичные стивидорные мощности, поскольку на востоке, куда все едут, скидок либо нет, либо идет подготовка к их отмене, а на альтернативные направления не едут и без запретительных мер. При этом ФАС в этом вопросе не имеет консенсуса со всеми профильными ведомствами: так, Минтранс не считает такую меру оправданной и предлагает решать экологические проблемы через профильное законодательство.
ФАС предложила предоставлять скидки на железнодорожные тарифы на перевозку угля только для тех портов, которые отвечают экологическим требованиям. Нужно создать «стимул для того, чтобы возить уголь можно было именно в чистые современные порты», сообщил советник руководителя ФАС Павел Шпилевой. «И для этого мы предлагаем сохранить льготные ставки железнодорожных тарифов только для того угля, который направляется в чистые, современные, экологичные порты,— цитирует его ТАСС.— Для всех остальных эти скидки, эти льготы могут быть ограничены либо отменены».
Идею поддержал спецпредставитель президента Сергей Иванов: «Глава ФАС Игорь Артемьев придумал блестящую идею. Сейчас железная дорога дает льготу на тариф на провоз угля в любой российский регион. Я считаю, это несправедливо. Один порт вкладывает инвестиции в цивилизованно приемлемую перевалку, а большинство ничего не делает и валит варварским способом».
В данный момент действует целый спектр скидок на перевозку угля — как устанавливаемых и отменяемых самим ОАО РЖД в рамках так называемого тарифного коридора, так и заложенных в прейскурант 10-01, который может пересматривать только ФАС (например, скидки за дальность).
Поддерживая погрузку угля на фоне ухудшения экономики поставок, ОАО РЖД в этом году ввело максимально возможную в рамках тарифного коридора скидку 12,8% при поставке угля на непопулярные экспортные направления — северо-западное и южное (см. “Ъ” от 3 и 16 марта). Впрочем, из-за невыполнения Кузбассом объемного соглашения по поставкам на северо-запад (см. “Ъ” от 20 и 24 марта) на 2 млн тонн скидка в этом направлении была отменена, решение вступит в силу в начале октября (см. “Ъ” от 2 сентября).
ОАО РЖД меняет условия отправок в порты северо-запада и отменяют скидки
Источник “Ъ” в отрасли сомневается в возможности реализовать механизм, предложенный ФАС, без ущерба для конкуренции с учетом того, что не все угольные компании обладают собственными терминалами и многие ограничены в выборе маршрутов отгрузки. Плюс к тому, говорит он, отмена скидки сведет на нет усилия ОАО РЖД по стимулированию диверсификации угольного экспорта.
На востребованном восточном направлении таких скидок, как на северо-западе и юге, нет, коэффициент 0,4 за дальность монополия и так собирается отменять для сокращения убытков от дальних перевозок угля (см. “Ъ” от 29 июля), также планируется ликвидировать преференции для перевозки энергетического угля и сильно снизить его перевозки на восток (см. “Ъ” от 18 сентября).
Соответственно, говорит собеседник “Ъ”, весь поток должен развернуться в сторону европейских маршрутов, куда и сейчас едут с неохотой, а если помимо экономики дестимулировать поставки туда будет и экология, ОАО РЖД окажется еще дальше от намеченной цели.
Другой собеседник “Ъ” напоминае, что перевалочный комплекс ОТЭКО Мишеля Литвака в Тамани, в рамках визита на который и были сделаны сегодняшние заявления официальных лиц, долгое время рассматривался лишь как частное предприятие, проигрывающее в конкурентной борьбе с грандиозным проектом сухогрузного района порта Тамань. И лишь после визита на объект президента Путина в минувшем октябре и окончательного отказа в этом году от проекта сухогрузного района (см. “Ъ” от 24 августа) отношение к нему властей резко переменилось на покровительственное.
При этом ведомства признавали, что ценовые условия угольной перевалки на мощностях ОТЭКО сильно уступают северо-западным, и Минэнерго предлагало, чтобы нарастить экспорт через него до 25 млн тонн, просубсидировать $6 на тонну и выделить от государства на это 10 млрд руб. (см. “Ъ” от 17 августа).
Введение экологических ограничений, говорит собеседник “Ъ”, создаст сложности для экспортеров, но эту разницу в цене никуда не денет, поэтому государству не следует пытаться запретительными мерами заместить субсидии.
При этом с инициативой ФАС согласны не все профильные ведомства. «Вопросы улучшения экологии не должны решаться путем предоставления скидок отдельным компаниям,— сказали “Ъ” в Минтрансе.— Стимулом для улучшения экологической обстановки должно являться законодательство в этой области». Источник “Ъ” говорит, что против также Минэнерго, “Ъ” направил туда запрос. В контексте законодательства вице-премьер Виктория Абрамченко заявила, что Минтранс подготовил проект о запрете открытой перевалки угля, «через месяц его ждет правительство».