Донбасс о «нормандском формате»: Он давно мертв | Красота и здоровье

Донбасс о «нормандском формате»: Он давно мертв

Донбасс о «нормандском формате»: Он давно мертв

Иллюстрация: rbc.ru

28 августа должна была состояться очередная встреча в «нормандском формате» на уровне советников, но буквально за три дня стало известно о срыве мероприятия. Несмотря на это, Киев возлагает надежды на то, что саммит лидеров четверки станет возможным уже в сентябре. В то время как киевские власти хотят «засветиться» на данном мероприятии, представители Донбасса уже давно перестали верить в эффективность саммита.

Начало переговорам было положено на встрече глав Германии, Франции, России и Украины 6 июня 2014 года в Шато-де-Бенувиль в Нормандии. Тогда уже на Донбассе начались активные боевые действия. Экс-президент Франции Франсуа Олланд принял решение выступить в роли миротворца, пригласив для участия в саммите канцлера Германии Ангелу Меркель, президента Российской Федерации Владимира Путина и тогдашнего лидера Украины Петра Порошенко. Самая продолжительная встреча глав четырёх государств пришлась на 11—12 февраля 2015 года, прошла она уже в Минске. На переговорах, которые продлились 17 часов, был принят Комплекс мер по выполнению Минских соглашений и разработаны шаги по имплементации принятых договоренностей.

Уже 2 октября 2015 года, встречаясь в Париже, лидеры стран — участниц «нормандского формата» пришли к выводу, что до конца года им не удастся воплотить в реальность заключенные ранее договоренности. Поэтому было принято решение о продлении срока соглашения на следующий год. В августе 2016-го между Украиной и Россией произошло очередное обострение. Тогда Владимир Путин заявил, что до «отказа от политики террора и провокаций» со стороны украинского руководства нет смысла проводить встречи в «нормандском формате». И только в октябре 2016 года Меркель удалось снова собрать глав государств. Однако единственным, о чём тогда договорились в Берлине, стало поручение главам МИД представить лидерам на подписание дорожную карту по выполнению Минских соглашений до конца ноября, а именно: разведение сил в населенных пунктах Петровское и Золотое, — а также согласование «формулы Штайнмайера», касающейся вступления в силу закона об особом статусе Донбасса. На этом встречи лидеров государств во время каденции Порошенко прекратились.

В 2019 году к власти на Украине пришел новый президент Владимир Зеленский. Первое заседание лидеров «нормандского формата» с его участием прошло 9 декабря в Елисейском дворце во Франции. По итогам встречи стало известно, что Зеленский, Путин, Меркель и Макрон договорились:

— обеспечить полное и бессрочное перемирие до 31 декабря 2019 года с расширением мандата ОБСЕ (в том числе круглосуточное патрулирование);
— освободить пленных «всех на всех» до конца года, предоставить Красному Кресту доступ ко всем удерживаемым лицам;
— продолжить разведение войск на согласованных участках к концу марта 2020 года;
— провести еще один саммит в «нормандском формате» через 4 месяца;
— имплементировать «формулу Штайнмайера» в украинское законодательство в версии, утвержденной на «нормандском саммите» и в Трехсторонней контактной группе.

Не договорились:

— о контроле государственной границы на Донбассе;
— о выводе войск с Донбасса.

Сейчас известно, что готовится очередной саммит «нормандской четверки», однако точная дата до сих пор не определена, но возможно его проведение до конца сентября. Произойдет он или нет, увидим позже. Однако дело в другом. Все вопросы можно решить на заседаниях ТКГ, был бы диалог с украинской стороной. Но, как видим, Украина всячески пытается игнорировать подписанные ею соглашения. Встает вопрос о целесообразности проведения саммита в «нормандском формате». А если учесть частоту переговоров в Минске, можно сказать, что «нормандский формат» себя исчерпал. В чем смысл данного вида переговоров, если ничего не меняется. Встреча ради встречи?..

Луганские эксперты прокомментировали EADaily необходимость проведения переговоров в «нормандском формате».

Так, председатель общественной организации «Патриотическая ассоциация Донбасса» Алексей Селиванов считает проведение переговоров с украинской стороной в каком бы то ни было формате бесполезным занятием.

«За прошедшее время украинское руководство убедительно доказало, что любые договоренности с ним в любых „форматах“ бессмысленны. Власть на Украине, что при Порошенко, что при Зеленском, работает определенным образом. И внешнее, и внутреннее направления для этой власти являются глубоко вторичными. Внешняя и внутренняя политика украинских правящих групп подчинена только одной задаче — максимально долго усидеть в руководящем кресле. С этой целью украинские власти врут как зарубежным партнёрам, так и своему народу», — отметил он.

В свою очередь, ведущий проекта «Путь Визенталь», советник министра внутренних дел ЛНР Виталий Киселев утверждает, что «нормандский формат» давно себя исчерпал, потому как не приносит положительных подвижек в вопросе урегулирования ситуации на Донбассе.

«Он не то чтобы не эффективен, он мертв! Его сознательно не хотят реализовывать, так как этот формат не приносит результаты. Его Украина „держит“ в качестве давления на Россию. Каждое заявление Украины — это провокации, и эти провокации удобны для их кураторов! Задача номер один у Владимира Зеленского — морочить голову всем, лишь бы свой срок протянуть… Я полагаю, что не „нормандский формат“ нужен, а выполнение М-1 и М-2! А формат — это подтверждение выполнения пунктов Минских соглашений. Поэтому желание Зе-команды хоть как-то еще раз засветиться где-то рядом с форматом по типу „я в деле и меня видят и слышат“ сравнимо с детским садом — только без номера и адреса», — подчеркнул он.

Член Общественной палаты ЛНР, руководитель Центра социологических исследований «Особый статус» Александр Проценко заявил, что «нормандский формат» не будет иметь эффекта до тех пор, пока украинское руководство не начнет выполнять договоренности, прописанные в документе.

«„Нормандский формат“ не является самостоятельным или отдельным от Минских соглашений, его роль заключается исключительно в том, чтобы согласовывать дополнительные условия, вырабатывать алгоритм и способствовать полноценной реализации документов, подписанных 12 февраля 2015 г. Таким образом, тактика торможения и имитации переговоров с украинской стороны, по сути, переносится и на „нормандский формат“», — считает он.

В то же время эксперты отметили, что Украина уже не имеет такого влияния на Германию и Францию, как это было ранее, а у России заканчивается терпение. Своим постоянным саботажем Минских соглашений она теряет доверие европейских лидеров.

«Сегодня Зеленскому уже не верит никто из участников переговоров — ни Меркель, ни Макрон. Что, кстати, подтверждает глубокую правоту людей Донбасса, которые поняли бесперспективность нахождения в составе такой Украины намного раньше — еще в 2014 году», — резюмировал Алексей Селиванов.

«Недавнее резкое письмо Дмитрия Козака о том, что на уровне советников лидеров четверки переговоры могут быть прекращены, можно расценивать как некое „последнее китайское предупреждение“. В России не желают постоянно подыгрывать киевскому руководству и демонстрировать бурную деятельность с нулевым результатом, что, собственно, и нужно Киеву. Но главное, чтобы в этом Украине не подыгрывали Франция и Германия, не смотрели сквозь пальцы на их откровенный саботаж и очковтирательство. В любом случае „нормандский формат“ формально остается по уровню статуса участников наиболее влиятельным, обеспечительным механизмом выполнения Минских соглашений», — резюмировал Александр Проценко.

Очевидно, что «нормандский формат» без выполнения минских договоренностей эффективно работать не будет. Однако украинская власть «не видит» этого. Главной задачей руководства Украины остается возможность подольше усидеть в своем кресле. Что еще хуже — подобная политика украинских властей ведет не только к утрате доверия у европейских партнеров, но и у собственного народа.

Источник