Дмитрий Шестоперов о работе российских сервисов на Украине | Красота и здоровье

Дмитрий Шестоперов о работе российских сервисов на Украине

Дмитрий Шестоперов о работе российских сервисов на Украине

Санкции за заметность

На этой неделе крупнейший российский онлайн-ритейлер Wildberries объявил о выходе на украинский рынок. В правительстве страны новость восприняли с возмущением, сразу же предложив ввести ограничительные меры в отношении ритейлера, а заодно и других уже давно работающих на рынке российских интернет-сервисов — например, похоже, просто пришедшегося к слову онлайн-кинотеатра ivi.

Получается, что работать на украинском рынке в принципе можно, но делать это надо как можно неприметнее.

Российские интернет-компании, которые до сих пор работали на Украине, теперь могли затаить тихую злобу на Wildberries, как школьники на отличника, напомнившего учителю о проверке домашнего задания. До сих пор в стране запрещали только компании и сервисы, которые всегда были наиболее на слуху: «Яндекс», «ВКонтакте», «Одноклассники».

Многие же, включая достаточно крупные компании, не попали под волну жестких ограничений три года назад или просто выросли уже после этого. До 2019 года в стране спокойно работал, например, HeadHunter (работает и сейчас, но уже под другим брендом — бизнес был продан за символическую сумму местным партнерам). Не видны сложностей с доступом на Украине к ресурсам Rambler. Украинская аудитория есть у образовательного сервиса Skyeng, где, конечно, встревожены последними заявлениями местных властей. Своя страничка на украинском есть у маркетплейса Joom — де-юре латвийской компании, но с российскими корнями. Украина — один из важных рынков для Lamoda, тоже фактически европейской компании, но основанной в России, где у нее штаб-квартира. Даже многие российские СМИ продолжают быть доступны украинской аудитории.

Таким образом, тактика не привлекать особого внимания на украинском рынке, кажется, вполне работает. Но что делать, если сервис уже заблокирован, а рынок слишком важен, чтобы им пренебречь? Ответ на этот вопрос недавно дала социальная сеть «ВКонтакте», которая в начале сентября вдруг решила объявить настоящую партизанскую войну блокировкам и запретам на украинском рынке.

«ВКонтакте» обновила работу прокси-серверов для своего приложения, чтобы обходить блокировки, а заодно даже представила тематические стикеры для украинской аудитории, что не могло не вызвать ответную реакцию украинских властей.

Новые методы блокировки социальной сети и ее приложения теперь обсуждают в Совете национальной безопасности и обороны страны. Несмотря на запреты, «ВКонтакте» в августе пользовались 19,2% пользователей интернета Украины (данные «Kantar Украина»). То есть интерес к российским сервисам у аудитории сохраняется, а значит, любые методы борьбы за рынок выглядят оправданными.

Источник